На главную   |    Рекомендуем -
Сейуси - так индейцы племен тупи называют семь звезд, и этим же именем зовут они
страшную ведьму, которую вечно терзает голод. Старая Сейуси всегда за кем-нибудь
гонится, чтоб его съесть. Она может преследовать человека всю жизнь. Вот
послушайте, как преследовала она одного юношу.

Рассказывают, что как-то раз один юноша удил рыбу, сидя на настиле из жердей.
Он и не заметил, как Сейуси прожора подплыла по рукаву реки, таща за собою
рыболовную сеть. Она еще издали заметила на воде тень юноши и набросила
сеть прямо на нее. Рванула сеть, думая, что юноша уже там, но юноша только
засмеялся, глядя на старуху со своего высокого настила, скрытого зеленью.
Случилось это, как сказывают старые ведуны, на заре мира в одном первобытном племени,
в середине года, когда двуполое божество Луны было в мужском облике. И Месяц
только делал вид, что уходит за горизонт, а на самом деле укрывался среди
гор и соединялся там со счастливыми девушками, которых избирал себе в жены
на земле.

Старики говорили, что неизъяснимое очарование этих брачных ночей можно себе
только вообразить, а человеческий язык не в силах описать их.
Без хозяина жила
Встарь земля. В степях зеленых,
Сидя в седлах, как на тронах,
Правили степей сыны.
Вкруг них свитой табуны
Диких лошадей кружили:
В пампе все свободны были;
Ни богаты, ни бедны –
В пампе были все равны.
У Затимаре и его жены Кокотеро было двое детей: мальчик
Зокоойе и девочка Атиоло. Отец любил мальчика и совсем не замечал девочку.
Если она окликала его, он отвечал ей только свистом. Никогда не сказал
он ей ни единого слова.
Однажды, еще в восемнадцатом веке, отряд бразильцев пересекал зеленую долину Рио-Гранде-до-Сул.
Двинуться в путь их заставила нужда в рабочих руках, им нужны были индейцы
и они решили поработить племена, обитавшие в этом районе, и потому отправились
в дорогу, запасшись всем необходимым и в первую очередь оружием.

Дозорные предупредили индейцев племени минуано о приближении белых. Они
вскочили на своих горячих коней, вооружились копьями, болеадерами, стрелами
и покинули свою стоянку. Завидев белых, индейцы прибегли к своему обычному
способу - спрятались за конями, так что враги не могли их разглядеть. Замерев,
ждали они подходящей минуты, чтобы наброситься на врагов.
Рассказывают, что однажды Канан-Сиуе лежал в гамаке, отдыхая от дневных трудов.
Боги ведь тоже устают. А он, создавший жизнь, каждый день что-нибудь улучшал
и совершенствовал: то выравнивал берега рек, то подрезал листья у деревьев.
И он устал.
И вот теперь, утомленный, он спал в темноте, потому что тогда еще не было света.
Тут пришла его навестить теща. Она споткнулась о панцирь черепахи Отони, упала и сильно ушиблась. И тогда она принялась бранить Канан-Сиуе:
– Ты, Канан-Сиуе, создал все, создал реки, долины, берега Бее Рокан, алые крылья араре, деревья, рыб и зверей... И ты, который создал все это, забыл создать свет? Я уже стаpa и нетвердо хожу. Я падаю и ушибаюсь. Канан-Сиуе, ты должен сделать свет...
Рассказывают, что однажды кума лисица, которой надоело жить одной, решила выйти замуж, а когда решила, то время даром терять не стала. И тут все звери узнали, что кума лиса помолвлена с кумом волком. Два врага, вы только подумайте! Вряд ли этому браку суждено быть прочным...

Но свадебные подарки куме лисице начали подносить все звери без исключения - ну, конечно, получив непременное согласие царя зверей льва.
Сказывают, что жила среди индейцев тарианов одна девушка, на которую, почему
– неизвестно, совсем не обращали внимания юноши. Ниньо (так ее звали)
понимала это.
И вот каждый вечер она уходила к водопаду и там коротала ночи. Когда же восходящее солнце только-только озаряло небо, она возвращалась в деревню.
Мужчины, приходившие по вечерам к водопаду ловить рыбу, старались обойти эту девушку как можно дальше.
Однажды ночью, когда Ниньо спала, с неба упала на лицо ей прохладная капелька, от этого девушка проснулась и, хотя до рассвета было еще далеко, встала и пошла в деревню.
Рассказывают, что однажды, очень давно, когда звери умели говорить, один мальчик пошел с матерью к ручью, взяв с собой дудочку, на которой он любил играть по вечерам, чтобы девочки танцевали. Когда мальчик вернулся домой, он увидел, что забыл дудочку у ручья. Он хотел пойти поискать ее, но мать не разрешила, так как уже стемнело и наступил час, когда звери выходят из чащи на открытые места. Но мальчик заупрямился и пошел.
В восемнадцатом веке иезуиты, наставляя людей в вере, сначала основали свою миссию
в Парагвае и в районе Гуайры, а затем переплыли реку Уругвай и проникли
в теперешний штат Рио-Гранде-до-Сул. Таким образом, задолго до того, как
в эти края прибыли португальцы и испанцы, на восточном берегу Уругвая уже
было семь населенных пунктов, где иезуиты собрали племя гуарани. Селения
эти процветали и в скором времени превратились в настоящие города.